Скотт Вальтер

Писатели и поэты, Цитатник 302 просмотров нет комментариев

Цитаты

Золото убило больше душ, чем железо – тел.

***

Меньше скажешь слов, скорее справишь дело.

***

Просто удивительно, какая целеустремленность, отвага и сила воли пробуждаются от уверенности в том, что мы исполняем свой долг.

***

Беда тех, кто пишет быстро, в том, что они не могут писать кратко.

***

В жизни нет ничего лучше собственного опыта.

***

Только злые люди зла боятся.

***

Время и прилив никогда не ждут.

***

Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления.

***

Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли.

***

Длинные языки сеют вражду между соседями и между народами.

***

Проступок, хоть и может вызвать временное благополучие, никогда не приносит подлинного счастья.

***

Не держи уха у скважины, а то как раз услышишь о себе недобрую молву.

***

Не будь расточителен – не будешь нуждаться.

***

Биография

Скотт (Scott) Вальтер (15.8.1771, Эдинбург, — 21.9.1832, Абботсфорд), английский писатель. Сын состоятельного шотландского юриста. В 1792 выдержал в Эдинбургском университете экзамен на звание адвоката, с 1799 шериф графства Селкерк, с 1806 секретарь суда. Первое оригинальное произведение — романтическая баллада «Иванов вечер» (1800, рус. пер. В. А. Жуковского под названием «Замок Смальгольм»). С 1800 занялся собиранием шотландских народных баллад (сборник «Песни шотландской границы», т. 1—3, 1802—03). Сотрудничал в журнале «Эдинбург ревью» («Edinburgh review») и «Куотерли ревью» («Quarterly review»). Романтические поэмы 1805—17 принесли ему славу выдающегося поэта, сделали популярным жанр лиро-эпической поэмы, сочетавшей драматическую фабулу с красочными пейзажами и лирическими песнями в стиле баллад: «Песнь последнего менестреля» (1805, рус. пер. 1822), «Мармион» (1808, рус. пер. 1828), «Дева озера» (1810, рус. пер. 1828), «Рокби» (1813, рус. пер. 1823) и др. С. — создатель жанра исторического романа; первый из них — «Уэверли» (1814, рус. пер. 1827) — появился анонимно (следующие романы вплоть до 1827 выходили как сочинения «автора «Уэверли»»). В центре романов С. лежат события, связанные со значительными социально-историческими конфликтами. Выделяются «шотландские» романы С. (написанные на материале шотландской истории) — «Пуритане» (1816, рус. пер. 1824) и «Роб Рой» (1818, рус. пер. 1829). В первом изображено восстание 1679, направленное против реставрированной в 1660 династии Стюартов; герой «Роб Роя» — народный мститель, «шотландский Робин Гуд». Некоторые романы С. не являются историческими: «Гай Мэннеринг» (т. 1—3, 1815, рус. пер. 1824), «Антикварий» (т. 1—3, 1816, рус. пер. 1825—26), «Ламмермурская невеста» (1819, рус. пер. 1827). Хотя действие в этих романах отнесено к прошлому, они лишены масштабного исторического конфликта, сюжет обусловлен процессами, связанными с распределением земельных владений. В романах С. 1810-х гг. преобладает реалистический метод. По отношению, например, к романам «Пуритане» и «Ламмермурская невеста» можно говорить о зарождении критического реализма — четко выраженная социальная основа конфликта, детерминированность судеб людей отношениями собственности. Сюжет «Эдинбургской темницы» (1818, рус. пер. 1825) основан на конфликте между личностью и законом.

После 1819 усиливаются противоречия в мировоззрении писателя. Ставить остро, как прежде, вопросы классовой борьбы С. больше не решается. Однако тематика его исторических романов заметно расширилась. Писателя интересуют теперь эпохи, далёкие от современности. Он создаёт романы «Айвенго» (т. 1—3, 1820, рус. пер. 1826), «Кенилворт» (т. 1—4, 1821, рус. пер. 1823), «Квентин Дорвард» (т. 1—3, 1823, рус. пер. 1827), «Вудсток» (т. 1—3, 1826, рус. пер. 1829), «Пертская красавица» (1828, рус. пер. 1829). В творчестве С. 20-х гг., при сохранении реалистической основы, порой увеличивается удельный вес романтизма (особенно в «Айвенго» — романе из эпохи позднего средневековья). Особое место занимает роман из современной жизни «Сент-Ронанские воды» (т. 1—3, 1824, рус. пер. 1828). Здесь в критических тонах показано обуржуазивание дворянства, даны сатирические зарисовки титулованной знати. Жанровые принципы нравоописательного романа дают о себе знать в таких произведениях С., как «Пират» (т. 1—3, 1822, рус. пер. 1829) и «Приключения Найджела» (т. 1—3, 1822, рус. пер. 1829). Тема бесправного положения шотландского народа возникает в новеллах и повестях С. 20-х гг. Тогда же опубликован ряд сочинений на исторические и историко-литературные темы: «Жизнь Наполеона Бонапарта» (т. 1—9, 1827, рус. пер., ч. 1—14, 1831—1832), «История Шотландии» (т. 1—3, 1829—30, рус. пер. 1831), «Смерть лорда Байрона» (1824, рус. пер. 1825). Книга «Жизнеописания романистов» (т. 1—4, 1821—24) позволяет уяснить творческие связи С. с писателями 18 в., особенно с Г. Филдингом, которого он называл «отцом английского романа».

Создав исторический роман, С. установил законы нового жанра и блестяще воплотил их на практике. Даже семейно-бытовые конфликты он связал с судьбами нации и государства, с развитием общественной жизни. Творчество С. оказало огромное влияние на европейскую и американскую литературы. Исторический роман стал одним из наиболее популярных жанров в эпоху романтизма (В. Гюго, А. Дюма-отец, А. де Виньи, Ф. Купер и др.). О. Бальзак, П. Мериме, Ч. Диккенс, У. Теккерей повернули развитие исторического романа в сторону реализма. Именно С. обогатил социальный роман 19 в. принципом исторического подхода к событиям и характерам.

В России С. был хорошо известен уже с 20-х гг. 19 в.; о нём писали А. С. Пушкин, В. Г. Белинский. Творчество С.-романиста оказало влияние на историческую прозу рус. писателей, в том числе Пушкина, Н. В. Гоголя и др. Советское литературоведение, изучая наследие С., внимательно исследует соотношение в нём реализма и романтизма, исходя из глубоко современного звучания его произведений.

Комментарии