Гёте Иоганн Вольфганг фон

Писатели и поэты, Цитатник 372 просмотров нет комментариев

Цитаты

Человека формирует всё великое.

***

Жизнь слишком коротка, чтобы пить плохие вина.

***

Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него.

***

Девушек мы любим за то, кто они есть; молодых людей – за то, кем они обещают стать.

***

Актер в обыденной жизни должен помнить, что он будет публично выступать в художественном зрелище.

***

Дилетанты, сделав все, что в их силах, обычно говорят себе в оправдание, что работа еще не закончена. Разумеется! Она никогда и не может быть закончена, ибо неправильно начата.

***

Для меня убежденность в вечной жизни вытекает из понятия деятельности. Поскольку я действую неустанно до самого конца, природа обязана предоставить мне иную форму существования, ежели нынешней дольше не удержать моего духа.

***

Большое множество простых умов
Живет постройкой карточных домов,
Хотя при жизни даже самый стойкий
Доводит редко до конца постройку.

***

Я утверждаю, что самопознание ни к чему путному не приводило.

***

Что не прельщает, то мертво.

***

Говорят, что между двумя противоположными мнениями находится истина. Ни в коем случае! Между ними лежит проблема.

***

Блестящий свить венок совсем не мудрено,
Трудней главу найти достойную его.

***

Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине и не всякий может отыскать ее.

***

Горе может, конечно, душа таить, но тайного счастья она не переносит.

***

Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации.

***

Что носится в воздухе и чего требует время, то может возникнуть одновременно в ста головах без всякого заимствования.

***

Чтобы честь другим воздать,
Себя должны мы развенчать.

***

Архитектура – онемевшая музыка.

***

Даже за большим талантом следует еще больший.

***

Жизнь – это долг, хотя б она была мгновением.

***

Без пользы жить – безвременная смерть.

***

Большая ошибка казаться себе значительнее, чем ты есть на самом деле, и ценить себя меньше, чем стоишь.

***

Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели.

***

Величия достичь злодей не может.

***

Вера не начало, а конец всякой мудрости.

***

Истину нужно постоянно повторять, ибо и заблуждения проповедуются вокруг нас постоянно.

***

Историк должен отделить истину от лжи, достоверное от сомнительного, сомнительное от того, чего вовсе нельзя принять.

***

Каждый день следует прочесть хоть какое-нибудь мудрое выражение.

***

Вид нищеты завистных не тревожит.

***

Жизнь – прекраснейшая из выдумок природы.

***

Так кто ж ты, наконец? –
Я – той силы часть, что вечно хочет зла
И вечно совершает благо.

***

Таково свойство человеческой природы, что она легко засыпает, когда выгода дела её не заботит.

***

Бояться горя –
Счастия не знать.

***

Родившись всего на десять лет раньше или позже, каждый человек мог бы быть совсем другим в своем собственном образовании и в воздействии на окружающую среду.

***

Будь ты король или простой землепашец, ты будешь по-настоящему счастлив лишь тогда, когда в твоем доме будет мир и покой.

***

Быть человеком – значит быть борцом.

***

Если твое сердце и твой ум беспокойны, чего же тебе больше? Кто перестал любить и делать ошибки, тот может похоронить себя заживо.

***

Есть люди, рассчитывающие на недостатки своих врагов; из этого, однако, ничего не выходит. Я всегда имел в виду заслуги моих противников и извлекал из этого пользу.

***

В глубине человека заложена творческая сила которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом.

***

Ни и чем не проявляется так характер людей, как в том, что они находят смешным.

***

Ни один более безнадежно не порабощен, чем те, кто ложно полагает, что они свободны.

***

Самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца, когда его не станет.

***

В деянии начало бытия.

***

В жизни дело идет о жизни, а не о каком-то результате ее.

***

Самое большое рабство – не обладая свободой, считать себя свободным.

***

Нет рабства безнадёжнее, чем рабство тех рабов,

***

Себя кто полагает свободным от оков.

***

Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует.

***

Иные люди взбираются до высокого положения в жизни как трубочисты, проползши через темные, удушливые и грязные каналы и сплошь покрывшись копотью и сажей.

***

Искусство есть посредник того, что нельзя высказать.

***

Как в день, подаривший тебя миру, солнце приветствовало светила, так и ты рос по тем же законам, какие вызвали тебя к жизни. Таким ты всегда останешься; нельзя уйти от самого себя; — так говорили сибиллы и пророки; никакая власть, никакое время не могут разбить раз созданной и развивающейся формы жизни.

***

Поощрение после порицания подобно солнцу после дождя.

***

Самой превосходной из женщин сочтена будет та, которая окажется в состоянии заменить своим детям умершего отца.

***

Самый тонкий волос тоже бросает тень.

***

Порядок учит сберегать время.

***

Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает.

***

Как можно познать самого себя? Только в действии, но никак не в созерцании. Старайся выполнять свой долг, и ты сразу узнаешь, что у тебя за душой.

***

Какое правительство лучше? То, которое учит нас управлять собою.

***

Потребность человека в исповеди не исчезнет никогда.

***

Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом.

***

Ничего мне на свете не надо.

***

Самое удачное слово будет осмеяно, если у собеседника слух не в порядке.

***

Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них.

***

Жизнь человека – вот его характер.

***

Закон могуч,
Но власть нужды сильнее.

***

Каждый может обрести свободу, если только умеет ограничить и находить самого себя.

***

Каждый писатель, до известной степени, изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле.

***

Каждый слышит то, что понимает.

***

В жизни, кроме здоровья и добродетели, нет ничего ценнее знания; а его и легче всего достигнуть и дешевле всего добыть: ведь вся работа – это покой, а весь расход – время, которое нам не удержать, даже если мы его не потратим.

***

Я проклял знаний ложный свет!

***

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.

***

Время – вернейший союзник упорства.

***

Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее.

***

Им не понять, как детям малым,
Что счастье не влетает в рот.
Я б философский камень дал им –
Философа недостает.

***

Теория, мой друг, всегда сера,
Лишь древо жизни вечно зеленеет.

***

Только тот по-настоящему счастлив и велик, кому не нужно ни подчиняться, ни приказывать для того, чтобы представлять собой что-то.

***

Тот, кто боится идеи, теряет под конец и понятие.

***

Я уважаю людей, которые точно знают, чего хотят. Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели. Начиная возводить здание, они тpатят на фундамент слишком мало усилий, чтобы могла выстоять башня.

***

Вдохновение – это не селедка, которую можно засолить на многие годы.

***

Величие искусства яснее всего проявляется в музыке.

***

Всякого рода беспринципная деятельность в конце концов приводит к банкротству.

***

Высказать мнение значит как бы подвинуть пешку в шахматной игре: пешка может погибнуть, но партия начинается и может быть выиграна.

***

Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых.

***

Высшее и прекраснейшее в человеческой природе – любовь к родной земле, ощущение свободы и независимости под защитой отечественных законов.

***

Где много света, там тень гуще.

***

Глупее всего заблуждается тот, кто думает, что утрачивает свою оригинальность, если признает истину, уже признанную другими.

***

Государь, который не собирает вокруг себя всех даровитых и достойных людей, есть полководец без армии.

***

Да разве любовь имеет что-либо общее с умом!

***

Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия – если замкнуться в своей специальности, и неосновательности – если выйти из нее.

***

Добро потеряешь – не много потеряешь, честь потеряешь – много потеряешь, мужество потеряешь – все потеряешь.

***

Долг – это любовь к тому, что сам приказываешь себе.

***

Если кто-нибудь указывает на что-нибудь новое, люди противятся со всей силой. Они ведут себя так, будто не слышат или не могут понять, говорят о новом взгляде с презрением, и таким образом новой истине приходится ожидать долгое время, пока ей удастся проложить себе дорогу.

***

Если радуга долго держится, на нее перестают смотреть.

***

Кто действует, тот должен думать о ближнем!

***

Кто долго раздумывает, не всегда находит лучшее решение.

***

Кто достиг высот образования, должен заранее предположить, что большинство будет против него.

***

Живи и жить давай другим.

***

Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше.

***

Одно только несчастие существует для человека… это когда им овладевает идея, не имеющая никакого влияния на действительную жизнь или же отвлекающая его от труда.

***

Жизни верь, она ведь учит лучше всяких книг.

***

И заблуждение бывает полезно, пока мы молоды, не следует лишь таскать его с собою до старости.

***

Конечно, обдумывай «что», но ещё больше обдумывай «как»!

***

Кто знает об опасности, но нем – тот враг.

***

Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой.

***

Всякий, кто удалился от идеи, в конце концов останется при одних ощущениях.

***

Кто ищет истины –
Не чужд и заблуждения.

***

Кто ищет, тому назначено блуждать.

***

Кто не воображает о себе чрезмерно, — тот лучше, чем он думает о себе.

***

И человек великий –
Всего лишь человек.

***

Из всех воров дураки самые вредные: они одновременно похищают у нас время и настроение.

***

Исполненный долг почти всегда оставляет сознание не вполне исполненного, ибо никогда нельзя удовлетворить себя.

***

Если бы утро не будило нас для новых радостей, если бы вечер не оставлял нам никакой надежды, стоило бы труда одеваться и раздеваться.

***

Истина принадлежит человеку, заблуждение – его эпохе.

***

Истинная добродетель никогда не озирается назад на тень свою – на славу.

***

Истинные единомышленники не могут надолго рассориться; когда-либо они снова сойдутся.

***

Когда в споре с противником ты начинаешь сознавать себя слабее, престань спорить, ибо то, что ты будешь продолжать говорить, будет все глупее и глупее.

***

Время – это тиран, который имеет свои капризы и который каждое столетие другими глазами смотрит на то, что делают и говорят.

***

Когда у меня нет новых и новых идей для обработки, я точно больной.

***

Если вы принимаете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучшими. Если же вы обращаетесь с людьми как с идеальными, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их увидеть.

***

Когда человек мыслит глубоко и серьёзно, ему плохо приходится среди широкой публики.

***

Когда человек стар, он должен больше делать, чем когда был молод.

***

Всё было бы очень хорошо, если бы все наши поступки можно было бы совершать дважды.

***

Кто не знает иностранных языков, тот ничего не смыслит и в своём родном языке.

***

Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует.

***

Лишь в людях себя познать способен человек.

***

Любовь – вещь идеальная, супружество – реальная; смешение реального с идеальным никогда не проходит безнаказанно.

***

Любовь к истине проявляется в умении везде найти и оценить хорошее.

***

Любовь не может властвовать над людьми, но она может изменять их.

***

Кто перестал любить и делать ошибки, тот может похоронить себя заживо.

***

Кто рожден с талантом и ради этого таланта, — найдет в нем свое счастье.

***

Кто сознательно считает себя ограниченным, тот ближе всего к совершенству.

***

Легче выявить ошибку, чем найти истину, поскольку первая всегда на поверхности и хорошо видна, в то время как вторая находится в глубине, и искать ее там охотников мало.

***

В сердце человека заключена подлинная рыцарственность: оно способно любить. Рыцарское поведение вырастает из глубины сердца.

***

В человеческих делах, как и в природе, главное внимание должно быть обращено на мотивы.

***

Лень и недоразумение делают несравненно более зла на свете, чем злоба и коварство.

***

Манеры человека – это зеркало, в котором отражается его портрет.

***

Мастер познается в самоограничении.

***

До тех пор, пока ты не принял окончательное решение, тебя будут мучить сомнения, ты будешь все время помнить о том, что есть шанс повернуть назад, и это не даст тебе работать эффективно. Но в тот момент, когда ты решишься полностью посвятить себя своему делу, Провидение оказывается на твоей стороне. Начинают происходнть такие вещи, которые не могли бы случиться при иных обстоятельствах. На что бы ты ни был способен, о чем бы ты ни мечтал, начни осуществлять это. Смелость придает человеку силу и даже магическую власть. Решайся!

***

Можно признать идею полезной, но не уметь ею пользоваться.

***

Молодость – болезнь, которая быстро проходит.

***

Лишь все человечество вместе является истинным человеком.

***

Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой.

***

Ловите хорошее настроение – оно так редко посещает нас.

***

Лучшее, что мы получаем от истории, это энтузиазм, который она вызывает в нас.

***

Люди гибнут за металл.

***

Люди заблуждаются в себе и в других, потому что принимают средства за цель, между тем как деятельность без цели бесплодна, а порой и пагубна.

***

Люди могут жить отдалившись от мира столько, сколько им нравиться; но рано или поздно, прежде чем они поймут, они покажутся чьими-то должниками или кредиторами.

***

Люди признают только того, кто им полезен.

***

Кто счастливейший из людей? Тот, кто ценит людей по заслугам и радуется их успехам так же, как своим собственным.

***

Кто требует многого и находит удовольствие в сложном, тот более других подвержен заблуждениям.

***

Кто хочет избавиться от горя, тот всегда знает, чего ему надо; тот же, кто хочет лучшего, чем у него есть, — тот слеп на оба глаза.

***

Кто хочет невозможного, мне мил.

***

Кто чувствует собственную привлекательность, тот и становится привлекательным.

***

Люди, с которыми мы вступаем во взаимно приятное общение, и есть то, что я называю родиной.

***

Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать.

***

Мы должны быть ничем, но мы хотим стать всем.

***

Мы должны развивать в себе чувство тактичности, иначе, заслужив расположение людей, мы можем легко потерять его. Дорого платиться человек за этот урок в жизни и, к несчастью, не может избавить потомство от такого же тяжкого расхода.

***

Мы не можем иметь того, чего не понимаем.

***

Мы не получаем полного осознания истины, как при божественном откровении. Мы воспринимаем ее лишь через отражение событий и символов, единичных и взаимосвязанных. Мы воспринимаем ее как некую непостижимую для нас сторону жизни и не можем избавиться от желания ее постичь.

***

Нас никогда не обманывают; мы обманываемся сами.

***

Научиться можно только тому, что любишь.

***

Наши противники опровергают нас по-своему: повторяют свое мнение и не обращают внимания на наше.

***

Мы рабы вещей и выглядим ничтожными или важными в зависимости от того, теснят они нас или оставляют нам достаточно простора.

***

Мы слишком поздно замечаем, что, развивая свои добродетели, мы вместе с ними культивируем и пороки.

***

Мы, в сущности, учимся у тех книг, о которых не в состоянии судить. Автору книги, о которой мы можем судить, следовало бы учиться у нас.

***

Мыслить, знать, чувствовать, верить и как там ещё называются щупальца, которыми человек нащупывает вселенную; они должны всегда работать во взаимодействии, только так мы и сможем выполнить свое призвание.

***

Надежда живет даже у самых могил.

***

Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться.

***

Все, что происходит с нами, оставляет тот или иной след в нашей жизни. Все участвует в создании нас такими, какие мы есть.

***

Всякая разумная мысль уже приходила кому-нибудь в голову, нужно только постараться еще раз к ней прийти.

***

Народ больше всего ценит силу.

***

Народы, рабы и победители всегда признавали, что высшее благо человека — его личность.

***

Не все то, что делает превосходный мастер, сделано превосходно.

***

Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим.

***

Всякий, в конце концов, оказывается предоставленным самому себе.

***

Не следует думать, что совершенствованию способствует только безупречно чистое и высоконравственное. Все великое формирует человека.

***

Не следует с излишнею торжественностью приступать ни к какому делу: торжественно праздновать следует только окончание дел.

***

Не следует тащить за собой в старость ошибки юности: у старости свои пороки.

***

Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, а то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих.

***

Неблагодарность – род слабости. Выдающиеся люди никогда не бывают неблагодарными.

***

Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком.

***

Недостаточно только получить знания; надо найти им применение. Недостаточно только желать; надо и делать.

***

Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других, в силу чего из всей деятельности ничего не выходит или выходит обратное тому, к чему они стремятся.

***

Принято думать, что между крайними точками лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема.

***

Природа – единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание.

***

Природа – творец всех творцов.

***

Оригинальнейшие писатели новейшего времени оригинальны не потому, что они преподносят нам что-то новое, а потому, что они умеют говорить о вещах так, как будто это никогда не было сказано раньше.

***

Остановись, мгновенье!
Ты прекрасно!

***

Немало можно добиться строгостью, многого – любовью, но больше всего – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица.

***

Ненавижу всякую революцию, потому что она уничтожает не меньше благ, чем создаёт.

***

Нет ничего опасней для новой истины, как старое заблуждение. Нет такого нелепого заблуждения, которое не нашло бы своего защитника.

***

Нет ничего страшнее деятельного невежества.

***

Обращайтесь с женщиной осторожно. Она сделана из кривого ребра. Бог не сумел создать ее прямее; если захочешь выпрямить ее, она поломается; оставишь ее в покое, она станет еще кривее.

***

Человек находит себя среди действий и не может удержаться от вопроса о причинах. Как существо косное, он хватается за ближайшую из них как за наилучшую и на этом успокаивается. В особенности любит поступать так человеческий рассудок.

***

Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир.

***

Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант.

***

От критики нельзя ни спастись, ни оборониться. Нужно поступать ей назло, и мало-помалу она с этим свыкнется.

***

Отваге нельзя ни научиться, ни разучиться.

***

Отличительное свойство человека – желать непременно все начинать сначала.

***

Первая любовь неиспорченной юности всегда направлена на возвышенное. Природа будто хочет, чтобы один пол чувственно воспринимал в другом хорошее и прекрасное.

***

Писание – трудолюбивая праздность.

***

По выбранной мужчиной невесте легко судить, каков он, и знает ли он себе цену.

***

Поверь, лишь тот знаком с душевным наслажденьем,
Кто приобрел его трудами и терпеньем.

***

Подвиг – это все, кроме славы.

***

Ненависть – активное чувство недовольства; зависть – пассивное. Не надо поэтому удивляться, если зависть быстро переходит в ненависть.

***

Несчастен человек, который не делает того, что он может, и берется за то, чего он не понимает.

***

Нет в жизни положения, которое нельзя было бы облагородить либо достижением, либо терпением.

***

Нет ничего ненавистнее большинства: дорогу должно указывать небольшое число сильных людей, масса должна идти вслед за ними, не сознавая своей воли.

***

Поцелуй – это когда две души встречаются между собой кончиками губ.

***

Поэт – властитель вдохновенья. Он должен им повелевать.

***

Права не утверждаются бунтом.

***

Предосторожность проста, а раскаяние многосложно.

***

Во всем подслушать жизнь стремясь,
Спешат явленья обездушить,
Забыв, что если в них нарушите:
Одушевляющую связь,
То больше нечего и слушать.

***

Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции.

***

Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей.

***

Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность.

***

Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует.

***

Публика любит, чтобы с нею обходились как с женщинами, которым говори лишь то, что им приятно слышать.

***

Радость и горе, волнение дум,
Сладостной мукой встревоженный ум,
Трепет восторга, грусть тяжкая вновь;
Счастлив лишь тот, кем владеет любовь!

***

«Разделяй и властвуй» – мудрое правило; но «объединяй и направляй» – еще лучше.

***

Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно налгать, но их нельзя обмануть.

***

Седлай хорошенько и тогда уже поезжай спокойно.

***

Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты.

***

Скажи мне, с кем ты знаком, и я скажу тебе, кто ты. Если я знаю чем ты занимаешься, я скажу тебе, что из тебя выйдет.

***

Скорее мы сознаемся в наших нравственных заблуждениях, ошибках и прегрешениях, чем в научных.

***

Смелость заключает в себе гениальность, волшебство и силу. Начни сейчас!

***

Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре: они гибнут, но обеспечивают победу.

***

Смерти можно бояться или не бояться – придет она неизбежно.

***

Факты имеют безграничную власть над умами большинства людей, и то, что казалось невозможным, помещается наряду с обычным, как только оно произошло.

***

Характер состоит в том, чтобы как в большом, так и в малом, последовательно проводить то, на что чувствуешь себя способным.

***

Хотя мир в целом двигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала.

***

Цель в жизни – это сама жизнь.

***

Совершай добрые дела из чистой любви к добру.

***

У того, кто решит изучить все законы, не остается времени их нарушать.

***

Убеждение – это не начало, а венец всякого познания.

***

Увы, земной недолог путь,
И все ж во власти человека –
Великое творя, шагнуть
За рамки собственного века.

***

Совести нет у того, кто действует, совесть есть только у наблюдающего.

***

Способность предполагается заранее, но она должна стать умением.

***

Суеверие составляет элемент самого существа человека; иной раз нам кажется, что мы совершенно от него избавились, а оно между тем прячется в потайные уголки и вдруг снова появляется, когда считает себя в полной безопасности.

***

Счастливый не верит в чудеса.

***

Таинственные вещи еще нельзя называть чудесами.

***

Тот, кто находится в заблуждении, заменяет пылкостью то, чего недостает ему в силе и правде.

***

Тот, кто не надеется иметь миллион читателей, не должен писать ни одной строки.

***

Ты кто?
Часть силы той, что без конца творит добро, всему желая зла.
Нельзя ли это проще передать?
Я дух, всегда привыкший отрицать.

***

Ты не можешь ничего поделать с окружающей тебя тупостью! Но не волнуйся напрасно, ведь камень, брошенный в болото, не производит кругов.

***

Умные люди – лучшая энциклопедия.

***

Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя.

***

Слёзы лишают привлекательности слабых, но придают бесконечно много прекрасного людям сильным и твердым.

***

Слова для людей – только заменители, человек мыслит и знает по большей части лучше, чем высказывает мысли и знания.

***

Слово ранит быстрее, чем лечит.

***

Учатся у тех, кого любят.

***

Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется.

***

Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

***

Человек может быть разумен и честен, даже если он сбился с прямого пути.

***

Советовать можно лишь в деле, в котором сам собираешься участвовать.

***

Сознание своего несовершенства приближает к совершенству.

***

Сообщать о себе – природное стремление; воспринимать сообщенное так, как оно дается, — способность образования.

***

Чувствовать себя любимым даёт больше силы, чем сама сила.

***

Я делаю подарки матери, а думаю о дочери.

***

Я не создан для этого мира, где стоит только выйти из дому, как попадаешь в сплошное дерьмо.

***

Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память.

***

Характер человека создает его судьбу. Жизнь человека – вот его характер.

***

Хотеть недостаточно, надо действовать.

***

Стесняет счастливца присутствие злосчастного, но злосчастного еще больше – присутствие счастливца.

***

Судья, который не способен карать, становится в конце концов сообщником преступления.

***

Суеверие – поэзия жизни, так что поэту не стыдно быть суеверным.

***

Если хочешь что-либо сделать, сумей себя ограничить.

***

Ты значишь то, что ты на самом деле.
Надень парик с миллионами кудрей,
Стань на ходули, но в душе своей
Ты будешь все таким, каков ты в самом деле.

***

Если человек займется исследованием своего организма или морального состояния, то непременно признает себя больным.

***

Чего не понимают, тем не владеют.

***

Человек верою и присутствием духа побеждает даже в самых трудных предприятиях, но стоит ему поддаться самому ничтожному сомнению, и он погибает.

***

Есть книги, из которых можно узнать обо всем и ничего не понять.

***

Тот, кто просит совета, — глуп, кто его дает, самонадеян. Советовать можно лишь в деле, в котором сам собираешься участвовать.

***

Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности.

***

Есть люди, которые никогда не заблуждаются, потому что никогда не задаются никакими разумными мыслями.

***

С детьми мы должны поступать также, как Бог с нами: он делает нас самыми счастливыми, когда дает нам носиться из стороны в сторону в радостном заблуждении.

***

С публикой нужно вести себя, как с женщинами: им можно говорить только то, что им самим хочется услышать.

***

С тем, кто отрицает идеал, может легко случиться, что он пошлое примет за прекрасное.

***

Есть люди, которые никогда не ошибаются, потому что не хотят ничего делать.

Биография

gyote_iogann_volfgang_fon
Гёте (Goethe) Иоганн Вольфганг (28.8.1749, Франкфурт-на-Майне, — 22.3.1832, Веймар), немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени, разносторонний учёный, обнаруживший в своих работах по естествознанию «… гениальные догадки, предвосхищавшие позднейшую теорию развития (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 287).

Сын имперского советника, образованного бюргера, Г. учился в Лейпциге (1765—68) и Страсбурге (1770—71), слушал лекции по юриспруденции и многим другим научным дисциплинам, включая медицину. В Страсбурге Г. познакомился с И. Г. Гердером и стал участником движения «Бури и натиска». В 1775 приехал в Веймар по приглашению герцога Карла Августа. Пренебрегая мнением двора, Г. вступил в гражданский брак с работницей цветочной мастерской Кристианой Вульпиус. Великую французскую революцию принял сдержанно, но в сентябре 1792, в битве при Вальми, гениально определил всемирно-историческое значение победы революционных войск Франции: «С этого дня и с этого места начинается новая эпоха всемирной истории». Важное значение имела для Г. дружба с Ф. Шиллером (с 1794). В Веймаре Г. руководил организованным им в 1791 театром.

Ранние поэтические произв. Г. (1767—69) тяготеют к традициям анакреонтической лирики. Первый сборник стихов Г. издал в 1769. Новый период его творчества начинается в 1770. Лирика Г. периода «Бури и натиска» — одна из самых блестящих страниц в истории нем. поэзии. Лирический герой Г. предстаёт воплощением природы или в органическом слиянии с ней («Путник», 1772, «Песнь Магомета», 1774). Он обращается к мифологическим образам, осмысляя их в бунтарском духе («Песнь странника в бурю», 1771—72; монолог Прометея из неоконченной драмы, 1773). Историческая драма «Гёц фон Берлихинген» (1773) отразила события кануна Крестьянской войны 16 в., прозвучав суровым напоминанием о княжеском произволе и трагедии раздробленной страны. В романе «Страдания юного Вертера» (1774) Г., использовав форму сентиментального романа в письмах, передаёт драматические личные переживания героя и в то же время создаёт картину немецкой действительности. В драме «Эгмонт» (1788), начатой ещё до переезда в Веймар и связанной с идеями «Бури и натиска», в центре событий — конфликт между иноземными угнетателями и народом, сопротивление которого подавлено, но не сломлено; финал драмы звучит призывом к борьбе за свободу.

Десятилетие 1776—85 — переходное в творческом развитии Г. Реакция на индивидуалистическое бунтарство обусловила мысль Г. о необходимости самоограничения личности («Границы человечества», 1778—81; «Ильменау», 1783). Однако верный героическим заветам гуманизма, Г. утверждает, что человек способен к творческим дерзаниям («Божественное», 1782). В этом противоречивость мировоззрения Г. Поэт не мог полностью избежать гнетущего влияния отсталых социальных отношений, и поэтому он «…. то колоссально велик, то мелок; то это непокорный, насмешливый, презирающий мир гений, то осторожный, всем довольный, узкий филистер» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 233). В конце 80-х гг. 18 в. оформляется концепция т. н. веймарского классицизма — особого варианта европейского и немецкого просветительства. В идее гармонии, воспринятой Г. от И. Винкельмана и разработанной Г. и Шиллером, утверждение идеала гармонической личности сочетается с программой постепенных реформ, происходит замена идей борьбы идеей воспитания, что в конечном счёте означало примирение с существующими порядками (драма «Торквато Тассо», 1780—89, изд. 1790).

Языческо-материалистическое восприятие античной культуры ярче всего выражено в «Римских элегиях» (1790), прославляющих плотские радости. Позднее в балладе «Коринфская невеста» (1797) Г. противопоставит это жизнеутверждающее язычество аскетической религии христианства. Трагедия «Ифигения в Тавриде» (1779—86, изд. 1787) написана на сюжет древнегреческого мифа, идея трагедии — победа человечности над варварством. Великая французская революция получает непосредственное отражение в «Венецианских эпиграммах» (1790, изд. 1796), в драме «Гражданин-генерал» (изд. 1793), новелле «Беседы немецких эмигрантов» (1794—95). Г. не приемлет революционного насилия, но вместе с тем признаёт неизбежность социального переустройства. В эти годы он пишет сатирическую поэму «Рейнеке-Лис» (1793), обличающую феодальный произвол. В поэме «Герман и Доротея» (1797), написанной гекзаметром, по жанру близкой к идиллии, Г. сталкивает тихий патриархальный уклад нем. захолустья и «небывалое движение», развернувшееся за Рейном. Крупнейшее произведение Г. 90-х гг. — роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1793—96, изд. 1795—96). Сценические увлечения героя предстают как юношеское заблуждение, в финале романа он видит свою задачу в практической экономической деятельности. Фактически это означало примирение с отсталой немецкой действительностью. Яркость реалистических бытовых сцен, колоритность образов сочетаются в романе Г. с надуманно загадочным финалом, изображением таинственных фигур и т. п. Автобиографическая книга «Поэзия и правда из моей жизни» (ч. 1—4. изд. 1811—33) охватывает ранний период жизни Г., до переезда в Веймар, и критически оценивает бунтарство «Бури и натиска». «Итальянское путешествие» (т. 1—3, изд. 1816—29) — замечательный художественный документ эпохи. В семейном романе «Избирательное сродство» (изд. 1809) Г. поднимает вопрос о свободе чувства, но — под знаком отречения и верности семейным устоям. Роман «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (ч. 1— 3,1821—29), уже во многом связанный с традицией немецкого романтического романа, примечателен идеей коллективного труда, воплощённой как наивная утопия ремесленной общины. Характерный для романтизма интерес к Востоку отражён в цикле «Западно-восточный диван» (1814—19, издан в 1819), навеянном персийской поэзией. В публицистике последних лет Г., отвергая тевтономанию и мистические стороны немецкого романтизма, приветствует сборник народных песен Л. И. Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика» (1806—08), высоко оценивает романтизм Дж. Г. Байрона. В полемике против националистических тенденций, развившихся в Германии в период и после наполеоновских войн, Г. выдвигает идею «мировой литературы», не разделяя при этом гегелевского скептицизма в оценке будущности искусства.

Трагедия «Фауст» (1-я ч. —1808, 2-я ч. — 1825—31) подводит итог развитию всей европейской просветительской мысли 18 в. и предваряет проблематику 19 в. В обработке сюжета Г. опирался на народную книгу о Фаусте (1587), а также на кукольную драму. В образе Фауста воплощена вера в безграничные возможности человека. Пытливый ум и дерзания Фауста противопоставлены бесплодным усилиям сухого педанта Вагнера, отгородившегося от жизни, от народа. Г. передаёт свою мысль в чеканной формуле, не раз повторявшейся В. И. Лениным: «Сера теория, мой друг. Но вечно зелено дерево жизни». В процессе исканий Фауст, преодолевая созерцательность немецкой общественной мысли, выдвигает деяние как основу бытия. В произведениях Г. нашли отражение гениальные прозрения диалектики (монолог Духа земли, противоречивые стремления самого Фауста). У Г. снимается метафизическая противоположность добра и зла. Отрицание и скепсис, воплощённые в образе Мефистофеля, становятся движущей силой, помогающей Фаусту в его поисках истины. Путь к созиданию проходит через разрушение — таков вывод, к которому, по словам Н. Г. Чернышевского, приходит Г., обобщая исторический опыт своей эпохи. История Гретхен становится важным звеном в процессе исканий Фауста. Трагическая ситуация возникает в результате неразрешимого противоречия между идеалом естественного человека, каким представляется Фаусту Маргарита, и реальным обликом ограниченной девушки из мещанской среды. Вместе с тем Маргарита — жертва общественных предрассудков и догматизма церковной морали. В стремлении утвердить гуманистический идеал Фауст обращается к античности. Брак Фауста и Елены выступает символом единения двух эпох. Но это единение лишь иллюзия — Елена исчезает, а сын их гибнет. Итогом исканий Фауста становится убеждение, что идеал надо осуществлять на реальной земле. При этом Г. уже понимает, что новое, буржуазное общество, создаваемое на развалинах феодальной Европы, далеко от идеала. Поставленный перед сложным комплексом проблем 19 в., Г. сохраняет просветительский оптимизм, но обращает его к будущим поколениям, когда станет возможным свободный труд на свободной земле. Во имя того светлого будущего человек должен действовать и бороться. «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой!» — таков конечный вывод, вытекающий из оптимистической трагедии Г.

Смерть Г., по словам Г. Гейне, обозначила конец «художественного периода» в немецкой литературе (понятие, означающее, что интересы искусства преобладали тогда над общественно-политическими).

Соч.: Werke, Bd 1—133, Weimar, 1887—1919; Werke in Auswahl. hrsg. und eingeleitet von P. Wiegler. Bd 1—6, В., 1949; Werke, Bd 1—12, В., 1966; Gespräche, Gesamtausgabe, hrsg. von F. Biedermann, Bd 1—5, Lpz., 1909—11; в рус. пер, —Соч.. под ред. П. Вейнберга, т. 1—6, СПБ, 1865—71; Собр. соч. Юбилейное изд., т. 1—13, М.—Л., 1932—49; Избр. произв., М., 1950; Гёте и Шиллер. Переписка (1794—1805), т. 1, 1794—1797, М.—Л., 1937.

Комментарии