Чапек Карел

Писатели и поэты, Цитатник 455 просмотров нет комментариев

Цитаты

Одно из величайших бедствий цивилизации – ученый дурак.

***

Солдаты, вы сделали все, что могли, ради величия нашей нации! От нее осталась уже только одна половина.

***

Хитрый дерется, пока мудрый уступает.

***

Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают.

***

Всё не так плохо: нас не продавали – нас выдали даром.

***

Наш язык мудр: между выражениями «я убежден» и «я убедился» — большая разница.

***

Есть люди, которые не верят даже прогнозам государственного метеорологического института, если не прочтут их в своей газете.

***

Я думаю, дьявол – и тот огорчился бы, если бы его фотокарточка выдала его безобразие и ту низкую роль, которую он играет во вселенной.

***

Отпечаток перста Божия должен выглядеть как знак бесконечности?

***

На премьеры ходят, как в древнем Риме ходили в Колизей смотреть на растерзание христиан и бои гладиаторов.

***

Порнография – это литературная проституция; она не просто удовлетворяет эротическое влечение, но еще и обесценивает его.

***

Анекдоты размножаются почкованием.

***

Есть несколько способов разбивать сады: лучший из них – поручить это дело садовнику.

***

Когда животное бьют, глаза его приобретают человеческое выражение. Сколько же должен был выстрадать человек, прежде чем стал человеком.

***

За всю неделю ни одной мировой катастрофы! Для чего же я покупаю газеты?

***

Напишите о карманнике, судившемся тридцать раз, что он известный карманник-рецидивист – и он подаст на вас в суд за оскорбление личности, причем вы проиграете это дело.

***

Саранча – стихийное бедствие, хотя в одиночку она совсем не страшна. То же самое и с дураками.

***

Критиковать – значит доказывать автору, что он не сделал этого так, как сделал бы я, если б умел.

***

Последний акт никогда не удается на сцене. Можно только удивляться, что, невзирая на такой печальный опыт, драматурги продолжают упорно добиваться, чтобы у их пьес был последний акт.

***

Много придумано для того, чтобы не думать.

***

Самые лучшие мысли приходят по глупости.

***

Кошка полна тайны, как зверь; собака проста и наивна, как человек.

***

Анекдот – это комедия, спрессованная в секунды.

***

Если не можешь сделать сам — по крайней мере, помешай другому.

***

Чем сложнее действие, тем проще персонажи.

***

Все-таки прогресс существует: вместо военного насилия – насилие без войны.

***

Каждое чудо должно найти свое объяснение, иначе оно просто невыносимо.

***

Если женщина не сдается, она побеждает; если сдается – диктует условия победителю.

***

Опечатки бывают даже полезны тем, что веселят читателя.

Биография

chapek-karel
Чапек (Čapek) Карел (9.1.1890, Мале-Сватонёвице, — 25.12.1938, Прага), чешский писатель. Окончил философский факультет Пражского университета (1915). Печатался с 1907. Большая часть ранних рассказов 1908—13 (вошли в сборники «Сад Краконоша», 1918; «Сияющие глубины», 1916) написана совместно с братом Й. Чапеком.

Трагические события 1-й мировой войны 1914—18 определили напряжённые поиски Ч. критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов «Распятие» (1917), «Мучительные рассказы» (1921), близкие к экспрессионизму. Однако эти поиски совпали с влиянием на писателя философии прагматизма и релятивизма, представлений о «множественности» истин («каждый прав по-своему»). Не принимая революционную борьбу, Ч. склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия «Разбойник» (1920), строятся как сопоставление несколько «правд»; Ч. мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.

Мировую известность Ч. принесли социально-фантастические произведения (драмы «R. U. R.», 1920, — о восстании роботов; слово «робот» придумано Ч.; «Средство Макропулоса», 1922; романы «Фабрика Абсолюта», 1922, и «Кракатит», 1924). Научно-фантастические допущение об открытии или изобретении, способном быстро изменить условия жизни человечества, служит построению своего рода мысленного социально-философского эксперимента, созданию искусственных обстоятельств, в которых с особой наглядностью предстают те или иные философские проблемы и тенденции современной жизни. Значит, место занимает критика бесчеловечности, милитаризма, церкви, однако стихийный характер буржуазных социально-экономических процессов абсолютизируется Ч. как черта развития человечества вообще. Драмы и романы Ч. носят характер иронической и сатирической утопий — предостережений о катастрофическом потенциале, заключённом в социальной и международной конфликтности современного бытия, и об опасности дегуманизирующих тенденций. Наряду с реалистической тенденцией у Ч. порой сказывается заданность философских тезисов.

В начале 20-х гг. Ч. создаёт путевые очерки «Письма из Италии» (1923) и «Письма из Англии» (1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.

Во 2-й половине 20-х — начале 30-х гг. Ч. сближается с Т. Г. Масариком; с усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков «Адам-творец», 1927). Ч. временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов; пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники «Рассказы из одного кармана», «Рассказы из другого кармана», оба — 1929). Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга «Апокрифы» (1932).

Обострение социальных противоречий и «животная доктрина» фашизма обнажили перед Ч. несостоятельность тезиса «каждый прав по-своему». Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии «Гордубал» (1933), «Метеор», «Обыкновенная жизнь» (обе — 1934). Перед угрозой новой военной опасности Ч. приходит к активным антифашистским выступлениям, к критике правящих кругов Чехословакии: открыто выражает симпатии к СССР. Вершина творчества Ч. — роман «Война с саламандрами» (1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Роман соединяет в себе черты мистифицированного научно-фантастического жанра, зоологической притчи, социальной утопии, политического памфлета и насыщен пародийными формами. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала «цельного человека», способного к борьбе, определили содержание драмы «Белая болезнь» (1937), повести «Первая спасательная» (1937), последней пьесы Ч. «Мать» (1938).

Переживания Ч. в связи с Мюнхенским соглашением 1938 и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период «второй республики», обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Творчество Ч. оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Ч.: загородный дом-музей «На стржи» и мемориальный музей на родине писателя.

Соч.: Spisy br. Čapků, sv. I—51, Praha, 1928-49; Dílo br. Čapků, sv. 1—26, Praha, 1954-71; Výbor z díla K. Čapka, sv. 1-10, Praha, 1972—74: в рус. пер. — Собр. соч. [Предисл. Б. Л. Сучкова], т. 1—7, М., 1974— 1977; Соч. [Предисл. С. В. Никольского], т. 1—5, М., 1958—59; Избр., М., 1950; Об искусстве, Л., 1969.

Комментарии